Статьи - Статьи о Дэвиде Култхарде

Дэвид Култхард (David Coulthard) — шотландский автогонщик, пилот Формулы-1 с 1994 по 2008 годы.

Дэвид Култхард родился 27 марта 1971 г. в маленьком шотландском городке Твинхольме (Twynholm) в семье Данкана Култхарда, мечтавшего о стартах в Формуле-1, но не продвинувшегося дальше картинга из-за необходимости заботиться об обеспечении собственной семьи.

Дэвид был окружён машинами с раннего детства. Семейный бизнес Култхардов - компания транспортных перевозок, основанная ещё прадедом Дэвида в 1916 году. Отец Дэвида, Данкан Култхард, и старший брат, Данкан-младший, сейчас вместе ведут в Твинхольме семейный бизнес, а вот он сам выбрал другую дорогу - стал суперзвездой "Формулы-1".

Впрочем, ничто не предвещало мальчику такую судьбу. Он рос смышлёным, но задиристым, а его непоседливость часто не доводила до добра. Именно благодаря гонкам Дэвиду в своё время удалось расстаться со своей юношеской компанией. До наркотиков дело, правда, тогда ещё не дошло, однако постоянное мелкое хулиганство прочно поставило парня на заметку у местной полиции и, несмотря на неплохие оценки в школе, родители регулярно дрожали по вечерам, ожидая сына (или звонка из участка) домой. Однако сейчас никто об этом не вспоминает.

"Он был очень скромным мальчиком. Никогда не хвастал по понедельникам своими гоночными приключениями. А ведь он уже тогда по выходным колесил с отцом по всей Европе, - утверждает директор школы Брайан Кери. - Я вспоминаю очень спокойного, уверенного в себе ребёнка. Он никогда не был агрессивным, хотя в нём чувствовался дух соперничества". 

"Больше всего он любил мой предмет, - видно, что Джон Бойд, учитель физкультуры, гордится своим лучшим учеником. - На моих уроках он был великолепен". Что касается других дисциплин, то школьные записи свидетельствуют, что особого рвения к наукам будущий гонщик не проявлял. Более всего он продвинулся в географии. "По крайней мере, я всегда знаю, где нахожусь", - смущённо шутит Дэвид.

К счастью, ни во что серьёзное влипнуть Дэвид не успел: его отцу, страстному любителю автогонок, пришла удачная мысль - отвадить сына от уличных проделок с помощью спорта. "На его одиннадцатый день рождения я подарил Дэвиду карт, достал ему гоночную лицензию и настоял, чтобы он принял участие в соревнованиях в соседнем Странраэре, - рассказывает папа-Култхард. - Сын упрямился и упирался, и мне пришлось буквально тащить его на гонку силком. Но в первом же соревновании он заслужил звание лучшего новичка, а когда мы возвращались домой, вдруг спросил: "Пап, а когда будет следующая гонка?"

"Я немного трусил, - признаётся Дэвид. - Однако отец, который вырос, наблюдая за борьбой Фанхио и Мосса, был преисполнен решимости вывести меня на трассу. Парень, который выиграл ту гонку, обошёл меня на семь кругов, однако я получил приз лучшего новичка и не мог дождаться следующего соревнования.

В 1983-1985 годах Дэвид стал чемпионом Шотландии по картингу среди юниоров.

В 1986-1987 - победителем Открытого Чемпионата Шотландии по картингу и Чемпионата Великобритании Super 1.

В 1988 - победителем Открытого Чемпионата Шотландии по картингу.

Несмотря на свои юношеские успехи, долгое время Дэвид был уверен, что в конце концов вместе со старшим братом Дунканом будет продолжать дело отца. "Мой брат и даже моя старшая сестра Линдси водили карт смелее меня, - признаётся Дэвид. - Я всегда был человеком, который обязательно попробует воду, прежде чем прыгнуть в неё. Именно поэтому отец вынужден был подтолкнуть меня. Я всегда был реалистом и никогда - мечтателем. Я твёрдо знал, что после школы начну работать в нашей семейной фирме и всю жизнь проживу здесь, в Твинхольме. И буду совершенно счастлив!"

После школы Дэвид поступил в местный технический колледж и одновременно начал выступать - и выигрывать! - в британской "Формуле-Форд". В 1989 году он победил в обоих Чемпионатах Формулы Форд среди юниоров и занял третье место в "Фестивале Формулы Форд. По результатам сезона Дэвид был удостоен престижной премии "Лучшему молодому гонщику года", которая вручается командой "Макларен", журналом Autosport и клубом британских автогонщиков (McLaren Autosport BRDC Award). В качестве дополнения к награде Дэвид получил возможность попробовать себя за рулём McLaren Формулы-1.

Впоследствии Култхард вспоминал, что именно в то время он осознал, что, быть может, его будущая жизнь будет долго связана с гонками. Он бросил учёбу, и его гоночная карьера пошла по восходящей.

В 1990-м Дэвид стартовал в Формуле Воксхолл за команду "Пол Стюарт Рэйсинг" и занял четвёртое место, а в Евросерии "Лотус" - пятое; провёл тесты в команде Макларен-Хонда (MP4/5) в Формуле-1.

В 1991 году Дэвид Култхард перешёл в Британскую Формулу 3, одержал пять побед и стал вторым в чемпионате; победил в европейской гонке Формулы-3 Marlboro Masters в Зандвоорте и в Гран При Макао.

1992 В составе команды Paul Stewart Racing дебютировал в международном чемпионате Формулы-3000. 9-й в общем зачёте, финишировав третьим в двух заключительных этапах. Тестировал Benetton.

В 1993 Дэвид Култхард ушёл из Пол Стюарт Рэйсинг в Пасифик Рэйсинг. Этот шаг оказался удачным, он всерьёз сражался за чемпионские лавры с Оливье Панисом и Педро Лами, за спиной которых был вдвое больший опыт автогонок. Победа на гонке в Энне и целая серия удачных выступлений позволили ему стать третьим по итогам года. Столь невероятный прогресс молодого гонщика, естественно, не остался незамеченным. Шотландец становится официальным тест-пилотом чемпионской "конюшни" Williams Renault. На испытаниях он много работает, впитывая в себя советы инженеров и бесценный опыт боевых пилотов - Алена Проста и Дэмона Хилла (который и сам до прошлого года был тестером Williams).

В том же году Дэвид выиграл 24-хчасовую гонку ЛеМан, выступая на Ягуаре.

1994

В 1994 Дэвид начинает сезон в Формуле-3000 за команду Вортекс.

A затем наступает 1 мая 1994 г. День, которому суждено было перевернуть судьбу Дэвида Култхарда. Накануне он успешно стартует в первом этапе чемпионата Ф-3000 в Сильверстоуне и получает факс с поздравлениями от Айртона Сенны, пилота, который заменил в межсезонье Проста в Williams и с которым Дэвид всю зиму напряжённо работал на тестах. И в это же злосчастное воскресенье шотландец узнаёт о трагедии, произошедшей в Имоле. Лидер команды "Уильямс", легендарный Айртон Сенна, погиб во время гонки. Култхард ещё находится в состоянии шока, когда ему звонит Фрэнк Уильямс и просит во что бы то ни стало приехать завтра на завод в Дидкоте.

Хозяин команды Фрэнк Уильямс предлагал нескольким опытным гонщикам занять место Сенны, но все из суеверия отказывались. И тогда Уильямс был вынужден посадить в машину под номером два тест-пилота команды Дэвида Култхарда… Новость оглушает молодого пилота. Команда решила доверить место Сенны ему, вчерашнему тестеру и пилоту Ф-3000. Шумахер на Benetton уверенно лидировал в чемпионате, но Williams был не намерен сдаваться, и Култхарду предстояло помогать Дэмону Хиллу в схватке за мировую корону.

Дэвид дебютировал в Испании, а уже на следующем этапе - в Канаде - заработал первые очки. Был вторым в Португалии, после чего уступил место Найджелу Мэнселлу, заняв в общем зачёте восьмое место.

Если вдуматься, то лучшего и одновременно худшего дебюта придумать просто невозможно. С одной стороны, ему досталось место в прекрасной команде за рулем одного из лучших болидов, с другой же, - он садится в кокпит самого Айртона Сенны и к нему приковано внимание всего мира. Там, где другим новичкам можно спокойно привыкать к Ф-1 на протяжении целого сезона, Култхарду выделено лишь несколько гонок, да к тому же под невероятным психологическим прессингом. Удивительно, но Дэвиду потребовалось лишь четыре гонки - Испания, Канада, Англия и Германия (во Франции его место занял свободный в тот уик-энд от гонок Indy Найджел Мэнселл), для того, чтобы войти в ритм. Начиная с этого момента, он уже играл с Хиллом на равных. В Венгрии, Бельгии и Италии он реально претендовал как минимум на подиум. Но его подвели вылет с трассы, проблемы с задним антикрылом и опустевший в Параболике за 200 м. до финиша бак. В Португалии же Култхард наконец-то приехал вторым, пропустив вперед по ходу гонки, как и в Монце, Дэмона Хилла. Англичанин боролся за победу в чемпионате, и команда вынуждена была дать шотландцу такие распоряжения. Но в Williams и Renault многие уже жалели, что пригласили на последние три гонки сезона Найджела Мэнселла. Уж больно хорош оказался новичок. Так началась карьера Дэвида в "Больших призах". Некоторые поклонники "Великого Бразильца" связывали с новым молодым талантом, севшим в кокпит Сенны, определённые надежды. Однако в то время Дэвид не имел достаточного опыта в Ф-1, и остаток 1994 года стал для него тренировочным. 

По итогам года Дэвид был выбран лучшим спортсменом года в Шотландии и лучшим молодым спортсменом года ITV.

1995

1995 год был первым полноценным формульным сезоном Култхарда. Команда сохранила его, но предварительно ей пришлось выиграть процесс у Рона Денниса. Хозяин McLaren тоже не забыл, что в свое время первым дал Дэвиду возможность сесть за руль болида Ф-1, и приложил все усилия, чтобы заполучить шотландца. Но тот остался в Williams, и большинство уже видели его чемпионом мира. После неудачи в борьбе за титул Дэймона Хилла на Дэвида многие уже смотрели как на потенциального борца за титул. На первой же гонке в Интерлагосе DC (прозвище Дэвида, уменьшенное David Coulthard) финишировал вторым вслед за Шумахером, на втором Гран При квалифицировался первым, но не смог добраться до финиша. Далее продолжилась серия неудач в гонках, которая лишила Култхарда возможности бороться за чемпионское звание, несмотря на прекрасные квалификации. Дэвид уступил не только сопернику - Шумахеру из Benetton, но и собственному партнеру Дэмону Хиллу. Дэвида постоянно мучили насморки, и на гоночных уик-эндах он был слишком ослаблен, чтобы выжимать максимум из своей машины. К середине чемпионата врачи наконец-то настояли на том, чтобы удалить ему гланды, и дела действительно резко пошли на поправку. Результаты улучшились, но время в чемпионате было бесповоротно упущено, и ни великолепная серия из четырёх поул-позишн подряд, ни первая в карьере победа в Эшториле уже не могли спасти пошатнувшейся в глазах Фрэнка Уильямса репутации. Это был год не только проб и ошибок, но и ярких выступлений. Первая победа пришла к Дэвиду в в Португалии. Мог победить раньше, в Сильверстоуне, но получил штраф стоп-энд-гоу. Был близок к победе на Гран-при Австралии. Но...

 Ноябрь 1995 г. Аделаида

Ноябрь в Австралии - самый разгар весны. Ярко светит солнце, цветут деревья, щебечут диковинные птицы. Глобальные вопросы чемпионата уже решены, и для многих гонщиков последний этап уже не имеет большого значения. Для многих, но только не для него. Именно сегодня ДиСи должен доказать всем, и в первую очередь - своему боссу, что команда ошиблась. Ошиблась, когда, подписав контракт "с ещё одним папочкиным сынком" (Жаком Вильнёвом), указала на дверь именно ему. Во второй половине сезона Дэвид был сильнее напарника: четыре поула подряд и хет-трик в Португалии кое-чего стоят. Достать Хилла, хотя бы по очкам, ещё можно, но для этого надо выигрывать. Со старта Дэвид ушёл первым. Он лидировал в пяти из шести последних гонок, а в команде остаётся Хилл, и теперь наверняка возьмет следующий титул... Обидно! Гонщик ещё злее нажал на "газ". На командном мостике появилась табличка "В боксы". Шины беречь было уже незачем, и Дэвид пролетел очередной круг как на крыльях, пытаясь отыграть еще несколько десятых.

На 19-м круге лидер гонки Дэвид Култхард заезжает на "пит-лейн". Точнее сказать, пытается заехать. Машина неожиданно заскользила и врезалась прямо в стену "пит-лейн"! Последняя гонка Дэвида Култхарда за команду Williams была закончена. Дэвид прибыл на пит-стоп пешком, и сваливал всю вину на глупую стратегию.

Дэмон Хилл выиграл ту гонку, "привезя" ближайшему преследователю два круга.

 

Кто-нибудь, когда забудутся подpобноcти нынешних баталий на тpаccах, взглянув на каpьеpу Култхарда в Формуле, поcчитает начало её беcпpоблемным: "Williams, McLaren... Да парню пpоcто повезло! Сpазу начал в клаccных командах!" Hа cамом же деле c пеpвой же гонки Дэвид оказалcя в тиcках жеcточайшего пcихологичеcкого пpеccинга.

Дэвид cтал оcновным пилотом команды Williams в cилу тpагичеcких обcтоятельcтв - он заменил погибшего Айpтона Сенну. Может быть, в cилу этого никто не хотел делать cкидку на молодоcть и неопытноcть шотландца. От Дэвида Култхаpда ждали немедленных доcтижений, воcпpинимая его как наcледника бpазильcкого Волшебника. Подобное пcихологичеcкое давление подейcтвовало на Дэвида не лучшим обpазом.

Тяготея к академичному cтилю Михаэля Шумахеpа, Дэвид Култхаpд тем не менее допуcкал на тpаccе ошибки явно эмоционального плана. А вот вне гонок, наобоpот, казалcя многим cухим и беcчувcтвенным. К тому же шотландец немного подпоpтил cебе pепутацию cвоим поведением поcле того, как cтало извеcтно о том, что в Williams вмеcто него пpиглашают Жака Вильнева. К концу cезона 1995 года коллега Дэвида Дэмон Хилл cтал, кажетcя, его оcновным cопеpником. Подобное наpушение командной cубоpдинации доpого обошлоcь Култхаpду.

По итогам сезона Дэвид стал третьим.

На место Култхарда был приглашен из-за океана Жак Вильнев, а контракт самого шотландца достался с годичным опозданием Рону Деннису...

1996

В 1996 г. Дэвид Култхард присоединился к Мике Хаккинену в McLaren. Казалоcь бы, тоже не cамый плохой ваpиант. Однако что получилоcь на деле? Машины ехать не хотели. А их кpаcно-белый цвет, напоминавший о cлавных вpеменах Сенны и Пpоcта, cлужил немым укоpом нынешним гонщикам cлавной команды. Надо сказать, McLaren в 1996 году был достаточно слабой командой. Пилоты выступали достаточно ровно, и в упорной борьбе не было явного фаворита до тех пор, пока Култхард не вырвался вперед на чемпионате мира. Дэвиду удалось трижды подняться на подиум и блеснуть в Монте-Карло, заняв второе место в Гран-При под жутким дождём, а так же выиграв Гран При Австралии и Италии и опередив тем самым Хаккинена на 9 очков. 

Сентябрь 1996 г. Эшторил

Это была его третья гонка в Португалии. Именно здесь два года назад Ди-Си впервые поднялся на пьедестал, а в прошлом сезоне - впервые победил. Но теперь всё не так. McLaren-Mercedes - это тебе не Williams-Renault. Те, кого он раньше и за соперников-то не считал, далеко впереди. Его новый напарник, с виду такой тихий, не только оправился после аварии, но и прибавляет от гонки к гонке, понемногу набирает очки. Сперва Мика показался ему совершенно безобидным парнем с немного глуповатой улыбкой. Но вскоре Дэвид узнал его совсем с другой стороны: цепкого и неуступчивого. Вот и теперь McLaren финна буквально прилип к заднему антикрылу его автомобиля. Ну не наглость ли! На кону - шестое место, а борьба идёт между партнерами по команде. Но рано или поздно им придется сойтись на трассе в непосредственном противоборстве. Почему не сейчас? Дэвид старался не оставить финну ни малейшей возможности даже для попытки обгона, но тот был явно быстрее. В очередной раз затормозив перед "штопором", Ди-Си увидел в зеркалах, что Мика всё-таки пошел в решающую атаку. И тогда, пытаясь заблокировать финна, шотландец резко вывернул руль влево...

Дэвид Култхард завершил год седьмым, слишком часто выбывая из гонок. Лучший результат в сезоне - второе место в Монако.

 

Придя в McLaren, Дэвид был немало удивлён тем фактом, что его победа и поулы не ставятся ни в грош. В команде уже был один первый пилот, и его звали Мика Хаккинен. Деннис открыто благоволил финну, и когда Култхард стал раз за разом опережать финна на квалификациях и приезжать на подиумы, праздничной атмосферы в боксах отнюдь не наблюдалось. К счастью, у шотландца нашёлся союзник. В 1996 г. специальным консультантом команды был Ален Прост, старый знакомый и герой юности Култхарда. На многочисленных тестах, где они вместе пилотировали McLaren, Дэвид очень много работал с четырёхкратным чемпионом мира и перенимал у того методы технического диалога с инженерами и настроек машины. Год прошел для него достаточно быстро, и в профессиональном плане, несмотря на худшие по сравнению с выступлениями за Williams результаты, Дэвид Култхард очень серьёзно вырос. Всё было готово к великим свершениям, и они не замедлили прийти.

1997

Дэвид Култхард открывает сезон сенсационной победой на Гран-при Австралии - первой для McLaren с 1993 года после Айртона Сенны, первую победу для Mercedes с далёких 50-x годов.

Март 1997 г. Мельбурн

"А вот и я!" - крикнул Ди-Си по радио, как всегда, когда пересекал линию финиша первым. Они радовались, словно мальчишки, победившие в чемпионате двора по футболу: орали, таскали друг друга на руках, не обращая внимания на телекамеры и зрителей. Подходили с поздравлениями какие-то люди, всё было словно в тумане. Новый серебристый болид, стоящий неподалеку, внушал Дэвиду уверенность, что всё теперь пойдет по-новому, полоса неудач закончилась, впереди его ждёт только хорошее. Эту победу нельзя сравнивать с той, первой: тогда он знал, что хотя и пришел первым, но в команде всё равно был вторым. А теперь он борется за статус лидера. Ведь даже титулованный немец сегодня стоит на одну ступеньку ниже. Мелькнула мысль: "Победитель первой гонки - победитель сезона..." О том, что канадец "привёз" ему в квалификации больше двух секунд, Дэвид в тот момент даже не вспоминал.

Июль 1997 г. Сильверстоун 

Этот день трудно было назвать знойным, в лучшем случае - тёплым. Но Ди-Си было не просто жарко, он практически задыхался. Михаэль и Жак отрывались всё дальше, а сзади напирала целая толпа. И настойчивее всего - напарник. Настоящая финская баня! Прошло уже практически полчемпионата, а на счету Дэвида кроме той, австралийской победы, всего одно очко. Но с другой стороны, у Мики очков ещё меньше, да и счет в квалификациях - 6:3, так что, похоже, борьба за статус первого пилота складывается в его пользу. Дэвид не мог разглядеть этого в зеркалах, но "паровозом" за ним катились уже пять машин. Резина "держала" всё хуже и хуже, но он твёердо решил упираться до последнего. "Извини, парень, но помогать тебе я не буду. Хотя и помешать, наверное, не смогу..." В этот момент шины окончательно "сдались", и автомобиль, не удержавшись на трассе, выскочил на траву. 


В Канаде Дэвид Култхард уверенно лидировал и потерял гонку лишь по вине отказавшего на пит-стопе сцепления. Ну а потом ещё одна победа - в Италии, на легендарном автодроме Монца. Показал второй результат в Австрии и в Европе.

Шотландец окончательно переломил внутренний матч с Хаккиненом в свою пользу, однако внутри команды, как оказалось, это не имело ни малейшего значения...

Октябрь 1997 г. Херес

 "2-e место, 2 круга до финиша" - мелькнуло перед глазами Ди-Си информационное табло. Механики не позаботились даже указать отрывы. Возможно, сказывалась близость окончания сезона. Отрывы, впрочем, уже действительно ни к чему. Дэвид и сам прекрасно видел, что Вильнев в полутора секундах впереди, а Хаккинен - в секунде сзади. Чего гонщик не видел, так это Рона Денниса, спешащего на командный мостик Фрэнка Уильямса. О чём они говорили - неизвестно, но спустя некоторое время Жак, который к этому моменту уже стал чемпионом мира, пропустил гонщиков McLaren.

Дэвид мог быть доволен. Мика уступает ему в этой гонке. Но, что гораздо важнее, финн позади и в общем зачёте чемпионата, причем очков набрал почти вдвое меньше. "Второе место, последний круг", - мелькнуло на информационном табло. Всё ближе финиш гонки и финиш сезона. А в следующем году всё изменится. Пропускать будут его... Внезапно в наушниках раздался голос. Сначала Дэвид не поверил своим ушам. Как это "пропустить"? Повторный приказ босса, в голосе которого почувствовалось раздражение, убедил гонщика, что он не ослышался. Дэвид сбросил "газ", и Мика понесся к своей победе. Первой после 96 гонок! Первой в ряду многих и многих других!

Финн одержал свою первую победу, а Култхард с того момента начал уходить в тень напарника. Отчаянные дуэли и наcкоки на cопеpников, котоpыми отличалcя гоночный cтиль шотландца ещё паpу лет назад, кажетcя, ушли в пpошлое. Зато тепеpь Дэвид уже не cдеpживает cвои чувcтва за пpеделами тpаccы. Что ж, подиум - хоpошее меcто для эмоций. Оcобенно еcли cтоишь на веpхней его cтупени!

В сезоне-1997 Дэвид четыре раза поднимался на подиум, завоевал 36 очков. Занял третье место по итогам сезона (после того, как из чемпионата был исключён М. Шумахер).


В 1998 - 1999 годах Дэвид Култхард оказался в тени славы своего партнера по команде Мики Хаккинена, который уверенно побеждал в личном зачёте.

1998

Отличная машина, хороший гонщик, большие надежды на сезон - и всё это разбилось о командную тактику Рона Денниса, сделавшего ставку на Хаккинена. На первой гонке сезона 1998 повторилась аналогичная картина: за несколько метров до финиша лидировавший Култхард сбросил газ и пропустил Хаккинена на высшую ступеньку пьедестала. Об этом инциденте было много разговоров и скандалов, однако сами пилоты утверждали, что между ними было заключено пари, по итогам которого выиграл финн.

Март 1998 г. Мельбурн

 "Старт - это лучше, чем секс", - в этом Ди-Си абсолютно уверен. Когда ему удавался особенно хороший старт, он включал радио и начинал вопить, как тысяча индейцев, входя в первый поворот. Именно умение отлично стартовать, по сути, и привело его в Ф-1. В 1991 году он попался на глаза Фрэнку Уильямсу, когда в гонке Ф-З на мокрой трассе в Сильверстоуне с 9-ro места на старте пробился на первое ко второму повороту. И надо же такому случиться, что сторона, которую он считал самой сильной, подвела его. Причём в самый нужный момент. Он был на 100% уверен, что обставит Мику на старте, когда они договаривались: кто первым войдет в первый поворот, выиграет гонку. Глядя на "этажерку" заднего антикрыла с надписью West, которая то удалялась на прямых, то вновь приближалась в поворотах на протяжении уже почти часа, Дэвид успел тысячу раз пожалеть о том, что дал товарищу это идиотское слово. Но теперь ничего не поделаешь. Казалось, что ситуация складывается хуже некуда. Но спустя несколько кругов выяснилось, что бывает и хуже. Если раньше он просто следовал по трассе позади финна, не смея обогнать его, то теперь - оказался впереди. О чём Дэвид думал в этот момент? Возможно, о том, что не виноват, если Мика проскочил пит-стоп. Что никто не бросит в него камень, если он сейчас выиграет. Что он просто не может пропустить, это противно самой природе гонщика. Тем не менее, потихоньку, по секунде на круге, он сбрасывал скорость, пока автомобиль напарника не показался в зеркалах заднего вида. До финиша оставалось лишь несколько кругов, и надо было что-то решать. Дэвид решил быть честным до конца. Дальнейшие действия - слегка отпустить "газ", подождать напарника, чуть уступить траекторию, проводить обгоняющий болид взглядом - он выполнил почти механически...

Сила болида в том году позволяла McLaren бороться за титул, и команда остановила свой выбор на Хаккинене. Начиная с этого момента, в Култхарде словно произошел психологический надлом. Он опустил руки, видно, сочтя, что бороться с соперниками на трассе далеко не одно и то же, что с собственной "конюшней" в боксах. Конечно, Дэвид выиграл в Сан-Марино и предпринял великолепный прорыв с 18-го на 2-e место в Австрии, но струна словно надорвалась. Шотландец раз за разом безропотно сносил взрывы моторов в Монако, Канаде и Италии, потерянные позади Хаккинена секунды (и места) в Германии и Венгрии. Более того, он регулярно стал уступать финну в квалификациях, ранее бывших его сильным местом, и даже знаменитые, как и у Алези, старты Култхарда отошли куда-то в прошлое. Теперь главной задачей Дэвида стало прикрытие тылов Хаккинена, а в его пилотаже появилось немало брака. Столкновения с Шумахером, инцидент в Спа, где многие обвиняли Култхарда в том, что он выбил Михаэля с трассы, на долгое время поссорил двух прежде дружных пилотов, хотя это помогло Хаккинену завоевать чемпионскую корону. А затем и с Вильнёвом в Аргентине, с Вурцем и с тем же Шумахером в Бельгии, вылет с трассы в Англии, непосредственное участие в завалах на первом старте в Австрии и Бельгии. Несколько раз Дэвид был вынужден, подчиняясь командам из боксов, пропускать финна вперёд. Всё это, собранное вместе, даёт нам неутешительную картину проваленного сезона. Конечно, Култхард сравнял свой лучший показатель в чемпионате, став третьим, как и в 1995 и 1997 гг., но ведь на этот раз у него была совсем другая машина. Не просто машина, а самолёт, как он сам с гордостью говорил после первых же межсезонных тестов, когда стало ясно, что новый McLaren с легкостью "привозит" не менее (а то и более) секунды даже лучшим из конкурентов. Казалось бы, Дэвид, обладая таким болидом, должен был бы вести схватку за чемпионский титул с Хаккиненом, однако на деле он стал лишь свидетелем борьбы финна с постоянно прогрессирующей по ходу сезона Ferrari Михаэля Шумахера. На подиуме Гран-при Японии, последней гонки сезона, Мика шепнул ему: "Следующий год твой, Дэвид".

1999

Однако этого не произошло. Начало чемпионата 1999 года сложилось для шотландца неудачно: несмотря на высокие места в квалификации в гонках Култхарда постоянно мучили механические проблемы с машиной. Следующую часть сезона Дэвид провел удачнее, выиграв в Великобритании и Бельгии, однако титул вновь достался летучему финну. Култхард явно проигрывал напарнику в квалификациях, неровно проводил сезон. В итоге он занял лишь четвёртое место на чемпионате мира. Междоусобная борьба Дэвида и Мики в нескольких гонках стоила команде потери важных очков и как следствие - Кубка конструкторов.

Сентябрь 1999 г. Нюрбург

"У гонщика должны быть яйца. И отнюдь не из хрусталя", - этой фразой Ди-Си частенько щеголял перед журналистами. Но в этой гонке он и сам с трудом держал нервы в узде. Гран При в дождь - это, мягко скажем, сильные ощущения. Однако на этот раз есть и особый повод для волнения: до конца сезона остается всего три гонки, а он отстает от лидеров чемпионата - напарника-финна и ирландца - всего на двенадцать очков. То есть, нет, теперь, практически, на два - ведь соперники или далеко сзади, или вообще выбыли из гонки, а он переиграл всех в лотерее под дождём и мчится к своей очередной победе. В сотый раз за этот сезон, наверное, вспомнилось, как в прошлом году Мика, уставший, но очень довольный, вылез из машины в Японии, подошёл и сказал: "Следующий год - твой". Возможно, эти слова вырвались просто так, от переполнявших новоиспечённого чемпиона чувств. Но Дэвиду они врезались в память... В начале чемпионата он потерял из-за технических проблем очков двадцать пять. Но в Сильверстоуне произошёл перелом. Дэвид выиграл. Немец выбыл из борьбы. Вот уже шесть гонок подряд шотландец отыгрывает у напарника очки. "Два очка и две гонки. Два очка и две..." - только и успел подумать Дэвид, а его машина уже скользила по гравийной полосе безопасности навстречу барьеру из старых покрышек...

2000

В 2000 г. Дэвид тщательно готовится к сезону, но начало складывается не в его пользу. Култхард вновь выиграл Гран При Великобритании, а неделю спустя попал в авиакатастрофу на частном самолёте в аэропорту Лиона. Култхарду, его подруге Хайди и охраннику удалось выжить в страшной аварии, когда трагически погибли оба пилота.

Видимо, после аварии у Дэвида открылось второе дыхание. Через неделю он занял второе место в Испании. Но выступать ему тогда пришлось со сломанными рёбрами. Гонку он провёл великолепно и всегда повторял с тех пор, что катастрофа заставила его по-новому взглянуть на свою жизнь и сделала сильнее. Одержал победу в Монако и Франции, но в Австрии вновь вынужден был подчиниться решению команды, сделавшей ставку на Хаккинена. Дэвид получил титул "Лучший британский гонщик года 2000." И как тут не вспомнить слова Джеки Стюарта, сказанные после авиакатастрофы Култхарда: "Пилоты Формулы-1 привыкли ходить по грани между жизнью и смертью. Поэтому я думаю, что падение самолета, из-за которого Дэвид мог погибнуть, не только не сломает его, а наоборот - добавит ему в кровь адреналина и встряхнёт". Чемпион был прав: шотландец проснулся от трёхлетней спячки!

2001

Лучшим результатом Дэвида Култхарда в чемпионате Формула-1 стало второе после Михаэля Шумахера место в сезоне 2001 года. Именно Култхард, а не Хаккинен, был единственным представителем команды МакЛарен, способным составить конкуренцию Михаэлю Шумахеру. 2001 год показал, что Култхард способен на многое. Несмотря на силу Ferrari и поднявшейся из пепла Williams, шотландец первые 7 гонок шел без сходов и практически без потерь очков, хотя многие досадные неприятности не позволяли Култхарду иногда бороться за победу. К примеру, по вине электронной системы старта он не смог тронуться с места на прогревочном круге в Монте-Карло, что перекинуло его с поул-позишн на последнее место в стартовой решётке - и это на трассе, где абсолютно невозможно обгонять. Многим запомнилась борьба Дэвида и Энрике Бернольди в Монако, где Дэвид, стартовав с поула, оказался в конце пелетона и приличную часть гонки никак не мог обогнать упорного Бернольди. Дэвида спас пит-стоп Энрике, и Култхард смог прорваться на 5-ое место. Затем пошла череда сходов по механическим причинам, и в итоге шотландцу в чемпионате пришлось довольствоваться лишь титулом вице-чемпиона - корона досталась Михаэлю Шумахеру. Как и в прошлом сезоне, Дэвид вполне мог выиграть чемпионат, но ненадёжность машины помешала ему. В результате только две победы - в Бразилии и Австрии. На трассе Дэвид умный, хладнокровный и упорный боец, стабильно проводящий один мощный уик-энд за другим. Впервые он сумел по всем статьям превзойти своего титулованного партнера, став лидером команды и соперником Михаэля Шумахера в борьбе за титул. Борьба с Баррикелло за второе место кипела до самого конца, в результате с разницей в 9 очков Дэвид стал вице-чемпионом 2001. Занявший второе место в споре пилотов "Формулы-1" Дэвид Култхард был удостоен титула лучшего британского гонщика года.

2002

В 2002 у шотландца сменился напарник: вместо Хаккинена в команду пришёл молодой соотечественник финна Райкконен. В этом году в чемпионате безраздельно господствовала Ferrari, не давая никаких шансов конкурентам, выигравшая 15 из 17 гонок. Но и Дэвид сделал себе подарок, взяв в том году победу в Монако. Култхард возглавлял команду МакЛарен, но, к сожалению, в этом году Дэвида слишком часто подводила ненадежная техника, но шотландец старался не падать духом и бороться до конца, пока у него оставалсь хотя бы небольшая надежда на победу в чемпионате. Хотя его новый товарищ по команде Кими Райкконен серьёзно пошатнул лидирующие позиции Дэвида.

McLaren не даёт возможность побороться Дэвиду за титул, однако Дэвид почти вдвое опережает по итогам сезона своего нового напарника и занимает 5-е место в личном зачёте.

2003

2003 год стал разочарованием для поклонников DC. Первую гонку в чемпионате Дэвид Култхард выиграл, во второй сошёл, лидируя, в третьей (в Бразилии, под проливным дождём) не выиграл лишь по чистой случайности, также случайно позволившей взойти на подиум другим пилотам. Дальнейшие же гонки были испорчены из-за отвратительных квалификаций Дэвида, не сумевшего приспособиться к формату квалификации с одним кругом. Ситуация ухудшилась слухами о замене шотландца в 2005 году Хуаном-Пабло Монтойей. В итоге Култхард серьёзно уступил боровшемуся за чемпионский титул молодому напарнику и занял в чемпионате лишь 7-е место. Летом 2003 года стало известно, что команда McLaren заключила контракт на 2005 год с колумбийцем Хуаном Пабло Монтоей. С этого момента стало ясно, что гоняться за Серебряные Стрелы ДиСи осталось недолго, всего год.

2004

В начале 2004-го года команда получила отвратительный болид MP 4-19. Год оказался вообще провальным для команды McLaren в целом. У Райкконена всё начало сезона горели моторы: он в первых гонках даже ни разу не финишировал. У Култхарда очков было гораздо больше, нежели у молодого финна. Но во второй части сезона были закончены работы над MP 4-19B, на котором Райкконен начал пробиваться на подиум, и пробиваться успешно. А Дэвид вновь проигрывает своему напарнику Райкконену и занимает 10-е место по итогам сезона.

В Бразилии команда простилась с Дэвидом. Прощались почти как с Айртоном Сенной в год его перехода в Williams. Проведя парралель, можно заметить, что Дэвид мог бы и не оказаться в гонках в качестве основного гонщика, не случись трагических событий 1994 года.

2005

Сезон-2005 шотландец предстояло провести в новой команде Red Bull, построенной на базе Jaguar. Многолетний опыт и талант Култхарда позволил "конюшне" провести свой первый сезон на достойном уровне. Всего одной позиции не хватило Дэвиду в Австралии и Европе, чтобы привести свой RB1 на подиум. Дэвид провёл очень хороший сезон-2005, который оказался чуть ли не лучше сезона-2004 за рулём McLaren. Весьма неплохое начало. Итоговое 12-е место в личном зачёте.

2006

Дэвид продолжает выступать за Red Bull.

Кому-то кажется, что Дэвид уже никогда не сможет стать первым. Но те, кто поставил на Дэвиде крест, забывают, что у шотландца есть ещё одно преимущество: с каждым поражением и с каждой победой он становится всё сильнее. И этому доказательство - подиум в Монако. После трудной гонки Дэвид завоевал третье место. Этот результат явился лучшим достижением команды за всю пока недолгую историю её существования.

В ходе сезона 2006 года в команду переходит один из ведущих инженеров Макларена Адриан Ньюи, который будет строить машину для сезона 2007 года; также был подписан контракт с Рено на поставку двигателей в 2007 году, вместо использовавшихся в 2006 году моторов Феррари. Летом 2006 года Дэвид Култхард объявил, что хотел бы остаться в команде Ред Булл и дальше, и добавить к своей коллекции победу в Гран При за эту команду. В августе 2006 года Култхард и Ред Булл Рейсинг подписали контракт на 2007 год.

В 2006 году результаты Култхарда были ниже, чем в 2005 - он чаще сходил или финишировал вне очковой зоны, и набрал в чемпионате лишь 14 очков. По итогам сезона занимает 13-е место в личном зачёте.

2007

Продолжил выступать за команду Red Bull (и продлил контракт на 2008 год, объявив об этом перед Гран При Великобритании). По итогам сезона занял 10-е место с 14-ю очками.

2008

3 июля 2008 года Култхард через пресс-службу Red Bull объявил, что в конце сезона 2008 года покинет Формулу-1. Гран При Бразилии стал последним в карьере шотландца. Сезон-2008 Дэвид завершил 16-м, набрав 8 очков.

Источники: f1Cab, Википедия.

Наверх На главную